(495) 633-82-79
(495) 958-21-81
  
RUB EUR USD
 
Курсы валют
RUB78
USD1.23
 
Статьи

Graham Audio LS5/9. Акустические системы BBC

Graham Audio LS5/9. Акустические системы BBC

Мысль об оценке пары колонок BBC я воспринял, как предложение оценить пакет пончиков с джемом. Сейчас объясню. Проведя столько часов и вечеров за радиовещанием и микшированием в Радиовещательной корпорации Ее Величества (а также за поеданием пончиков с джемом), я так привык к звуку, что для меня это стало чем-то вроде возрождения старых добрых времен в ходе анализа текущей инкарнации. В свою лучшую пору радиовещательная корпорация ВВС создала собственные колонки, потому что другие не годились – по крайней мере, для «речи». Когда я начал работать в корпорации в качестве студийного инженера (по случайному стечению обстоятельств, в том же году, когда была задумана акустическая система LS5/9), в студиях было полно разнообразных колонок собственной разработки, некоторые датировались 50-ми годами. Там были мониторы ближнего и дальнего поля, обозначенные как LS3/ и LS5/ соответственно. Последние в основном находились в больших студиях, а потому относились к классу «А» – в противоположность LS3/5a, мониторам класса «Б», широко используемым в студиях. В колонках LS5/12a смущало то, что будучи, по меркам ВВС, мониторами ближнего поля, по размерам они равнялись колонкам LS3/5a. Те были воссозданы фирмой Spendor, но отнюдь не часто применялись в корпорации ВВС. К тому времени, когда колонки ВВС приблизились к концу своего радиовещательного существования, я выполнял функции менеджера по ресурсам и развитию, и занимался вопросом их замены.

Более компактная по размерам колонка LS5/9 была призвана заменить свою предшественницу - великаншу LS5/8. Работа по созданию этой замечательной акустической системы началась в 1983 году. К сожалению, технический сервис LS5/8 не был налажен вплоть до 90-х. Фирма Harbeth позже выпустила в продажу монитор 30, а затем 30.1, обе колонки использовались рядом крупных звукозаписывающих студий и профессионалов. В то время как более поздняя LS5/8 оказалась гораздо менее предпочтительной для студий и, тем более, передвижных звукозаписывающих станций, поскольку была очень велика, она также работала менее ритмично и «страдала» нехваткой высоких частот. Таким образом, колонка LS5/9 создавалась максимально приближенной по «саунду» к старой культовой акустике. При объеме корпуса в 28 литров, она была заметно компактнее 109-литровой LS5/8. Для большей схожести, была задействована оригинальная «пищалка» идентично той, что стояла в LS5/8. Она также должна была соответствовать акустическому уровню 100дБ (A)/1м. Поскольку ранние колонки LS3/6 и LS3/5a имели объем 50 л и 5l л соответственно, новая должна была функционировать на более высоком звуковом уровне и вписываться в средние величины кабинетного объема. Неслабая задача, но все было выполнено лишь за счет четверти октавы в самых низких тонах LS5/8.
 
Для помощи в работе над проектом Graham Audio LS5/9 был привлечен Дерек Хьюз, сын Спенсера и Дороти Хьюз, основавших фирму Spendor. Отец Дерека, Спенсер, много лет назад оставил работу в проектно-конструкторском бюро радиовещательной корпорации ВВС, чтобы после акустической системы LS3/6 создать колонку BC-1. Сам Дерек также работал в отцовской компании. Поэтому в создании новой акустической системы Graham Audio LS5/9 его опыт был весьма существенен – как в понимании оригинального дизайна, так и в том, чтобы помочь его воссоздать. Задача была выполнена спустя два года. Британский изготовитель Volt, занимавшийся созданием низкочастотного «вуфера» для этой модели, тесно сотрудничал с Дереком, стремясь произвести проект, близкий к оригинальному 200-милиметровому драйверу акустической системы ВВС, сконструированному Роджерсом, и используя для мембраны тот же полупрозрачный полипропилен. С возрастом, оригинальная дифрагма могла изменить частотную кривую, поэтому немало времени ушло на создание диафрагмы, которая способна функционировать вечно. Оригинальная 34-милиметровая «пищалка» производится до сих пор и в том же виде, с защитной металлической сеткой, что точь-в-точь повторяет защиту оригинальной модели ВВС. И точно так же корпус колонки продолжает оригинальную конструкцию из тонких стенок корпуса. Немаловажно отметить, что это сложный проект с битумным демпфированием, значительно улучшенный использованием изоляционного материала Rockwool и черной ткани в качестве связующего материала. Несмотря на то, что внешне колонка похожа на ящик, в действительности это объект высочайшего искусства проектирования! Целью являлось создание корпуса с коротким резонансом в пределах ограниченного коэффициента, с тем, чтобы резонанс не проходил через широкий частотный диапазон, как это случается со многими акустическими системами. Поскольку оригинал был спроектирован для всех видов музыки, включая классическую, которая характеризуется множеством индивидуальных инструментальных звуков в широком частотном диапазоне, было особенно важно, чтобы они не перекрывались призвуками корпуса.

В то время, как многие в корпорации ВВС пытались, и небезуспешно, избавиться от «звучания ВВС», – включая инженера и коллегу Питера Томаса, построившего блестящие, необычной формы, колонки с применением особой линии передачи сигнала, а позже ушедшего, чтобы сформировать PMC, – я все еще хотел слышать традиционный звук ВВС. Назовите его звуком «табачной трубки и тапочек», не возражаю. Хотя на самом деле этот чувственный звук следовало бы назвать «добрый старый», что станет ясно по ходу моего повествования. Этот звук представлен ощущением легкого выделения среднечастотного диапазона, его приятно слушать в течение долгого времени – любой звукоинженер найдет данное обстоятельство очень важным. При корректной установке в равнобедренный треугольник, слегка «носками» внутрь по сравнению с мониторами ближнего поля – этот звук настолько правилен, что в нем ничего ни прибавить, ни отнять, в отличие от звука многих дорогостоящих колонок. Разумеется, если ты привык к навязчивым «верхам» современных колонок, то в этой акустической системе подобного может недоставать. Проведя измерения этих колонок, я получил впечатляюще ровный результат во всем частотном диапазоне. К примеру, ремейк обсуждаемой колонки Graham Audio, ценой в 3450 фунтов – весьма соответствует установленной цене по звуку, который вы получаете. К тому же добавлю, что это очень дешево, если вспомнить мои деньки в австралийской радиовещательной ассоциации. Вы приобретете колонку, внешне выглядящую громоздкой, что типично для ВВС, с металлической стойкой за дополнительную плату, которая обеспечит правильную установочную высоту и безопасную устойчивость.
 
В ходе текущего испытания, в знак признательности и уважения, я привез собственные колонки LS3/5a и Spendor BC1 (тесно связанные с LS3/6, но это уже другой разговор). Я всегда полагал, что акустическая система Spendor обладает очень красочными средними частотами, и это вновь стало очевидным во время проверки в сравнении с моделью колонки Graham. Старая колонка казалась изношенной и дряхлой, к тому же я слегка переживал по поводу того, как бы не подвергнуть ее слишком большой перегрузке. Поэтому решил заменить внутреннюю проводку серебряной кабельной и добавил, после некоторых подсчетов, уникальной конструкции порт диаметром 3.75″ длины 2″ вместо простенького оригинального под названием «дыра надежды». Какое получилось улучшение! Скоро поделюсь с вами своей конструкцией.

Но вернемся к Graham Audio. При тестировании на производстве, каждая система хорошо подогнана, как в старые добрые времена ВВС. Корпус изготовлен из березовой фанеры и представлен в трех вариантах внешней отделки. Ее роскошная фанеровка выполнена под вишню, красное и черное дерево. И хотя многие посмеялись бы сегодня над колонкой, традиционно созданной в форме ящика, предпочтя что-нибудь с изгибами, пластиком, стеклом или, возможно, с акустическим экраном и без отделки, эта колонка работает по-настоящему, и через нее вы словно обретаете часть акустической истории. Коробка жестко соответствует оригинальному корпусу модели ВВС. Колонка с одной парой входных клемм, оснащена панелью внешней коммутации шагом в 1дБ для частот «пищалки», но установки фабричные. Все сделано с учетом минимальных изменений в конструкции «пищалки». Я нашел, что эта колонка работает лучше, если снять гриль, – сделать это нетрудно, поскольку он держится на магнитах (на оригинальной системе LS5/9 это сделано иначе). Я также обнаружил, что колонка лучше воспроизводит классику и джаз, будучи слегка «тяжеловатой» для музыки в стиле «поп», особенно если включать ту громко. Компакт-диски Naim «True Stereo» с их неперегруженными и необработанными записями – то, что нужно. Они звучат именно так, как звукорежиссер желал бы донести музыку до слушателя – расслабленно и без напора.
 
Флейты, свистки, гитары и барабаны в виниловом альбоме Марка Нопфлера «Get Lucky» прослушивались чисто, но в то же время очень, очень мощно, в основном благодаря тому, что звук был «продвинутый». Как по мне, если ты привык к объемности звука вокруг колонок, эти мониторы могут показаться утомительными при прослушивании музыки на уровнях звукозаписывающей студии – что лично я предпочитаю постоянно. На низком и «нормальном» уровнях ничего не «высовывалось», басы были четкими, как при подключении через «пальчиковые» порты колонок Meridian M2 30 лет назад.

Многие колонки плохо воспроизводят низы. Но эти, разумеется, исключение. Если вспомнить мое упоминание о колонках Wilson Benesch Arcs, то там звук внезапно возвращался к третьему уровню, в то время как объемность исчезала куда-то за колонки, а нижняя октава требовала поддержки инфразвукового генератора Torus. Здесь же композиция Eagles «Long Road out of Eden» прошла именно так, как требовалось. В песне «I don't want to Hear Anymore» нежный вокал контрастировал с энергичным 4-четвертным ритмом. Может и смешно, но мне захотелось послушать еще. Предаваясь воспоминаниям о своем, связанном с ВВС, прошлом, я спрашивал себя, зачем вообще мир ушел вперед от системы NICAM и брюк-клеш. И то и другое было признаком своего времени, как эти колонки – признаком качества. Признаком эпохи, в которую все происходило гораздо медленнее и спокойнее. Так же было и с этими колонками – никакой спешки, вся музыка воспроизводилась под полным контролем. К примеру, в композиции «A Taste of Honey» Патриции Барбер и «Cafe Blue» присутствует расслабляющая, но очень содержательная тема. Именно так должна звучать сама жизнь. Глубина записи была совершенно правильная. Будучи фронтальными, колонки не подразумевали 2-размерного звука. Я словно находился среди музыкантов, а не в десятом ряду. Это колонки сродни пасте «Мармайт». Они или нравятся, или нет. И они стоят того, чтобы послушать через них музыку и понять, каким хорошим был когда-то звук.
 
Объемность обладает необыкновенным стерео-разбросом, и благодаря четкой, но в то же время мягкой зоне действия, она способна придать шарм любой музыке, которую я воспроизводил через Krell, Roksan, Musical Fidelity, Leak, Sony и прочие проигрыватели. Лучше всего это работает на недооцененных усилителях, хотя, что бы я ни подключал, все равно получалось чрезвычайно точное чтение музыки. Сдавленная музыка звучала сдавленно, а настоящий винил звучал по-настоящему. В то же время я, пожалуй, предпочел бы «пищалки» Scanspeak, что слегка умаляет достоинство данной акустической системы, но отнюдь не достоинство колонки LS5/9, и, особенно, ВВС. Что приятно, в ноябре Graham Audio выпускает свою LS5/8, образца 21-го века.
В заключение скажу, что это чертовски хорошая акустическая система. Graham Аudio LS5/9 трудно переоценить. Сейчас, без моих былых настроений времен ВВС, я смог вдоволь поразмыслить как о звуке, так и о компоновке. В самом деле, колонка очень хорошо выполнена и оформлена, дает в равной степени хорошее и верное музыкальное воспроизведение, хотя ее звучание может оказаться чуточку надоедливым при некоторых видах музыки. Это не критика, поскольку ничего не упущено, это лишь правдивость – то, к чему мы не привыкли, имея дело с многими акустическими системами. Я больше не слушаю колонки. Я слушаю музыкантов, вокалистов, или речь – именно так должны были слушать звукорежиссеры ВВС, включая меня самого. Забудьте все эти «улучшатели» и новые технологии. Что было хорошо в далеком 1983, то хорошо и сейчас.

Качество звука – 8.5/10
Цена/Качество – 8.6/10
Качество сборки – 8.6/10
Общая оценка - 8.57/10

Автор: Джанин Эллиот