(495) 633-82-79
(495) 958-21-81
  
RUB EUR USD
 
Курсы валют
RUB78
USD1.23
 
Статьи

XTZ Room Analyzer. Отличный способ настройки ваших сабвуферов

XTZ Room Analyzer. Отличный способ настройки ваших сабвуферов

Настройка сабвуфера на слух - задача не из легких. Это то же самое, что и проектировка разделительного фильтра на слух - в результате получаем несбалансированное звучание. Я склонен к отстройке аудиосистемы с целью достижения желаемого звучания, нейтральные настройки могут показаться анемичными. Мысль, которую я здесь хочу выразить - прежде всего необходимо понимание и определение что же такое низкочастотная составляющая в вашей системе; имея подобную отправную точку вы можете провести настройку по своему вкусу.

В течение некоторого времени я искал доступный анализатор звука, но приобретение точного оборудования может влететь в серьезную копейку, поэтому ценовая категория в 340 евро делает этот продукт вполне досягаемым. Предложение весьма привлекательное, тем более что подобное устройство окажется востребованным при оптимизации системы содержащей сабвуфер. К примеру, если вы тратите около $4000 на аппаратуру, но не в состоянии ее адекватно настроить, вы попросту теряете время и деньги.

Шведская компания XTZ занимается производством усилителей и акустических систем. В ассортимент XTZ также входят сабвуферы с цифровой эквализацией. Принцип их работы таков: аналоговый сигнал конвертируется в цифровой, далее для коррекции частот аберраций помещения используется процессор (DSP). Далее цифровой поток данных обратно преобразуется в аналоговый сигнал. Для снятия замеров комнаты XTZ Room Analyzer может быть использован в связке с сабвуфером XTZ 99 W12 DSP. В таком случае, вы загружаете корректировки, необходимые сабвуферу для получения ровной АЧХ в комнате. Это лучший способ адаптации низкочастотного излучателя в вашем помещении.

В этой статье я использую XTZ Room Analyzer как помощника в настройке моих сабвуферов, причем без привлечения цифрового процессора (DSP). Я всего лишь регулирую уровень громкости, частоты и фазы излучения, а также меняю позиционирование сабвуфера для «подгонки» под помещение и фронтальные акустические системы. Прежде всего, объясню, для чего я это делаю. Есть две основные причины – всем помещениям присущи свои собственные резонансы или моды, определяемые размерами комнаты. Именно эти моды являются причиной выпячивания звука на некоторых частотах и больших временных задержек. А это, в свою очередь, приводит к появлению своеобразного гудения, гулкости звука. Вторая причина – при настройке сабвуфера с легкостью можно избежать так называемого частотного пробела в области стыка с акустическими системами. При таких условиях, регулируя объем подачи баса, вы добьетесь впечатляющего звучания, лишенного отрицательного влияния на основные акустические системы. По моему опыту, возможности большинства сабвуферов позволяют создать эту точку среза в частотном диапазоне. Когда вы доберетесь до той частоты кроссовера, при которой сабвуфер идеально срабатывается с АС, вы обнаружите, что точная подстройка качественно и количественно меняет звук в лучшую сторону. Сделайте все правильно и в результате вы получите плотный, глубокий и детальный бас. Что также немаловажно, появится насыщенность звучания в области мидбасового регистра, а на субъективном уровне будет отмечаться повышение качества средних и высоких частот.

Итак, что вы имеете, становясь обладателем XTZ Room Analyzer? Аппаратное и программное обеспечение – калиброванный микрофон, подключаемый к базе. База содержит звуковую карту, два RCA-разъема (один является микрофонным входом, а другой выходом на усилитель или сабвуфер) и USB кабель для подключения к компьютеру.

Также вам предоставляется возможность скачивания программного обеспечения для запуска XTZ Room Analyzer. Версия ПО, которую я использовал, совместима с Windows 98se/ME/2000 и XP. Программное обеспечение доступно для скачивания с сайта дистрибьютора. В совокупности с ПО комплект генерирует свип-тон до 250 Гц, микрофонные замеры проводятся с трех или одной позиций. XTZ рекомендует трехпозиционную процедуру, так как некоторые пики комнатных резонансов могут оставаться незамеченными слушателем. Естественно, замеры с трех позиций дают больший объем данных для обработки. Информация, получаемая при однопозиционном измерении АЧХ, может дать представление только о звучании в зоне прослушивания, но не более. Использование подобного метода, зачастую, бывает вполне достаточно для многих типов помещений, но гарантированно приводит к ошибочным настройкам в комнатах, где частотные характеристики затуханий существенно отличаются от частот мгновенного отклика. Так, к примеру, в случае с Behringer DEQ2496 – продуктом номер один для однопозиционной DSP коррекции звучания, производитель рекомендует игнорировать значения на частотах ниже 100 Гц. Наряду с измерениями низких частот, XTZ Room Analyzer содержит в своем арсенале 32-полосный анализатор в реальном времени (16 Гц – 20 кГц).

В чем же XTZ Room Analyzer оказался полезным для меня?

Программное обеспечение может быть использовано для оптимизации позиционирования сабвуфера, но большинство систем ограничено домашними требованиями и, по моему опыту, найти подходящее место низкочастотному звену не так трудно. Действительно, я лично убедился, что сабвуферы уже находились в наиболее адекватном согласовании с помещением. Это подразумевает под собой и настройки частоты среза и фазы, что проблематичнее всего при настройке. Для своих более глобальных экспериментов я использовал Bastanis Atlas открытого типа и два варианта сабвуферов Bastanis – пару 15-дюймовых в закрытом оформлении и пару диполей с 18-дюймовыми драйверами. Казалось бы, что просмотр графиков характеристик чужих акустических систем не самое интересное времяпровождение. Но для большей иллюстративности я решил показать несколько графиков, отображающие огрехи в звучании. Также наглядность поможет оценить практическую пользу XTZ Room Analyzer.

Вот пример типичных крайностей в настройках: первая вещь, которую XTZ Room Analyzer подтвердил – настройками я «подстегнул» кверху несколько комнатных резонансов и создал большой пробел в звуковом диапазоне от 100 до 250 Гц. А на отметке 33 Гц было отмечено усиление давления на 15 дБ с соответствующей временной задержкой.

Bass Frequency Response (см. фото №1). Повозившись с установками сабвуфера, мне удалось покончить с двумя пиками на частотах 36 и 58 Гц. Конечно же, это не соответствует абсолютному идеалу, но в реальности это уже что-то, учитывая особенности АЧХ моей комнаты (см. фото №2).

Bass Decay (см. фото №3). Следующий график отображает одну из самых ужасных характеристик затуханий, которую я когда-либо встречал. Мне ничего не удалось исправить в сложившейся ситуации, так как затухания увеличивались пропорционально ослабеванию резонансов помещения. Отсюда практическая рекомендация - в комнатах с выраженными переотражениями наиболее уместно использовать мягкую мебель, ковры или занавески. Нетрудно догадаться, что длительные реверберации способны убить любой признак быстрого звука или временного отклика, маскируя и размазывая при этом детальность звучания (см. фото №4). Вы можете увидеть, что оставшиеся резонансы все еще являются причиной длительных затуханий, но их временная длительность теперь лежит в узких границах. Наконец, я обнаружил, что, проводя настройки с трех позиций микрофонных замеров, мне удалось добиться правильного и оптимального звучания. После этого я решил провести еще одно измерение установив микрофон в точке прослушивания. Это позволило не только быстро провести точную подстройку, но и точнее определиться с самым оптимальным месторасположением для себя как слушателя. Что является действительно полезным, так это возможность просто кликнуть на кнопку “store” после того, как удалось добиться нормальной кривой АЧХ. Ваше последнее измерение будет отображено с наложением на одной и той же диаграмме и позволит воочию убедиться, есть ли на самом деле улучшения в настройках. (см. фото №5). Сохраненная кривая АЧХ оказалась бесценной – малейшие изменения в настройках становились как ощутимыми на слух, так и доступными в графическом отображении. На верхнем скриншоте график показывает большой пробел между рабочим диапазоном сабвуферов и основными акустическими системами открытого типа (синяя кривая). Только добравшись до верхнего (зеленого) графика, обозначающего нормальную интеграцию излучателей, вы достигаете зоны, в которой небольшие подстройки приводят к большим изменениям в качестве звука.

Real-Time Analyzer (см. фото №6). XTZ Room Analyzer детально работает в низкочастотном регистре. Плюс к этому аппарат оснащен 32-полосным анализатором в реальном времени, который позволяет получить представление о том, что происходит с диапазоном частот. Это может помочь вам понять насколько неравномерна АЧХ и решить, следует прибегать к помощи DSP или получившееся звуковое пространство все-таки не нуждается дальнейших корректировках.

Итак, мы увидели, что показывают графики. Так что же насчет звука?

Я использовал довольно экстремальные варианты настройки сабвуферов для иллюстрации того, как эти изменения будут зафиксированы и отображены комплектом XTZ Room Analyzer. После того, как вы хотя бы раз лично поработаете с вашей системой, у вас уже будет достаточно знаний для анализа графиков и оптимизации звучания. Я даже не удивлюсь, если в ряде систем найдется масса сходных настроек – и, как следствие, - такие же проблемы по отстройке звука.

Фактически, влияние параметров сабвуфера на звучание весьма драматично. Прежде всего, для себя я обнаружил, что с уменьшением реверберации (затуханий), звук становится более сухим. В некоторых музыкальных композициях, где были лишь намеки на низкие частоты, появился последовательный артикулированный бас. Струнные и перкуссионные моменты получили большее разрешение. Временные показатели стали заметно оптимизированы, тональный баланс начал отличаться равномерностью, а проблема с неестественными сибилянтами практически разрешилась (для достижения баланса с вокалом требуется больше верхнего баса). Интеграция сабвуферов и АС открытого типа оказалась большим продвижением вперед. Некоторые альбомы ранее не звучали так качественно по причине резонансов помещения на определенных частотах (хотя, по сути, причина кроется в том, что треки изначально были прописаны с выраженным мидбасом). Некоторые записи, которые ранее просто невозможно было слушать из-за гипертрофированности низких частот, теперь отличались сбалансированностью. Вернувшись к прежним настройкам сабвуферов, я вновь получил ужасающий звук – в отличие от более сбалансированной подачи звукового материала с нормальными временными показателями и информативностью. XTZ Room Analyzer оказался более чем хорош при своей стоимости, а улучшения, полученные при настройке сабвуфер-содержащих систем, просто огромны. Для ознакомления с примерами и пояснениями вы можете посетить официальный сайт XTZ. В итоге, я должен упомянуть, что если вы используете XTZ Room Analyzer в комплекте с DSP сабвуфером XTZ, вы обнаружите большую функциональность анализатора в дополнение к моим описаниям.

Enjoy the Music.com. Клайв Микинс. 11/2008



XTZ Room Analyzer. Фото №1

XTZ Room Analyzer. Фото №1



XTZ Room Analyzer. Фото №2

XTZ Room Analyzer. Фото №2



XTZ Room Analyzer. Фото №3

XTZ Room Analyzer. Фото №3



XTZ Room Analyzer. Фото №4

XTZ Room Analyzer. Фото №4



XTZ Room Analyzer. Фото №5

XTZ Room Analyzer. Фото №5



XTZ Room Analyzer. Фото №6

XTZ Room Analyzer. Фото №6