(495) 633-82-79
(495) 958-21-81
  
RUB EUR USD
 
Курсы валют
RUB75
USD1.14
 
Статьи

Проигрыватель виниловых пластинок Pro-Ject Debut III

Проигрыватель виниловых пластинок Pro-Ject Debut III

В январской статье Stereophile я был захлестнут экспансией интегрального усилителя Marantz PM5003. Не только меня впечатлило звучание, качество сборки и особенности этого вполне доступного аппарата. Интрига заключалась в дальнейшем подборе компонентов для создания полной системы начального уровня с бюджетом около тысячи долларов. Я начал перебирать в уме модели, которые смогли бы достойно дополнить интегральник. Мне показалось, что наиболее уместно было бы начать с виниловой вертушки.

Следует оговориться, что совсем недавно с Джошем Бизаром мы обсуждали возросший спрос на винил среди молодых аудиофилов, и именно в этой тенденции скрывается потенциал развития виниловой отрасли. Поэтому я решил провести обзор проигрывателя пластинок Pro-Ject Debut III, чтобы выяснить значимость модели не только как составляющей референсной системы, но и в сопоставлении с другими компонентами начального уровня.

Проигрыватель пластинок Pro-Ject Debut III является полной версией "Plug'n'Play" проигрывателя, который комплектуется тонармом Pro-Ject 8,6 и ММ головкой звукоснимателя Ortofon OM-5E. Головка звукоснимателя установлена Pro-Ject, единственное, что придется делать самому – установка и регулировка противовеса и прижимного усилия, разблокировать транспортировочный винт и… аппарат уже готов к работе. Инструкция настолько ясна и подробна, что даже тот, кто никогда не видел винила, сможет запустить модель в эксплуатацию за 20 минут. За моими плечами огромный опыт работы с LP-проигрывателями таких именитых производителей, как VPI, Rega, Goldmund, Linn и Thorens. Проигрыватель пластинок Pro-Ject Debut III самым лучшим образом вписывается в ряды этой компании. Распаковав и настроив Pro-Ject Debut III, я отметил продуманность и простоту дизайна, внешнюю надежность и стабильность аппарата. Проигрыватель пластинок доступен в нескольких вариантах отделки – базовый черный, либо один из нескольких пользовательских цветов: черный рояльный лак, серебристый, глянцевый белый, красный, желтый, синий и зеленый. Двигатель переменного тока Pro-Ject Debut III оснащен двухступенчатым шкивом на 33 и 45 об/мин (78 - в качестве опции), который связан ременной передачей с опорным диском. Для уменьшения передачи вибрации, двигатель развязан от шасси и посажен на четырех амортизирующих ножках. Опорный диск Pro-Ject Debut III изготовлен из штампованной листовой стали и снабжен фетровым матом (опционально доступен пробковый мат Pro-Ject Cork it). Подшипник диска изготовлен из хромированной нержавеющей стали, полированные шарикоподшипники размещены в латунном сепараторе. Установочная площадка головки звукоснимателя и трубка тонарма вырезаны из цельного куска алюминия. Инвертированный горизонтальный подшипник состоит из двух усиленных узлов (нержавеющая сталь), но настройка угла по вертикали не предусмотрена. Фоно кабель законцован позолоченными разъемами. Выходное напряжение головки звукоснимателя Ortofon – 4 мВ, рекомендованная прижимная сила 1,75 грамм и нагрузка на 47 кОм. И, наконец, у модели Pro-Ject Debut III привлекательная по простоте защитная крышка. Я подключил свой интегральный Creek Destiny, обеспечив себе возможность поочередного прослушивания Epos M5 и Monitor Audio RS6 Silver. Преследуя цель сравнения системы бюджетом в $1000 с более дорогими установками я подключил проигрыватель пластинок к вышеупомянутому Marantz и Paradigm Atom v.5.

Прослушивание

Первая вещь, на которую я обратил свое внимание – уровень шума. Конечно же, когда я поставил иглу на звуковую дорожку, характерный шум напомнил, что имеем дело с проигрывателем пластинок. Нет, это не было музыкой, вытекающей из черной молчаливой пустоты, как я когда-то слышал от проигрывателя Continuum Caliburn Майкла Фремера. Но, при стоимости Continuum Caliburn от $100 000 уместно ли будет сравнение с Pro-Ject Debut III? Длительное время я анализировал конструкцию виброразвязки двигателя. Pro-Ject удалось разработать уникальный механизм «плавающего» привода. Идея заключается в использовании резинового О-образного кольца для фиксации двигателя над шасси. Мотор передает на опорный диск весь крутящий момент в условиях полной независимости от стола ЭПУ (я отметил отсутствие проблем с постоянством скорости даже при воспроизведении записей фортепиано). Во время прослушивания сложных музыкальных фрагментов меня поразили две вещи. Во-первых, от проигрывателя пластинок, оснащенного столь недорогим картриджем (Ortofon OM-5E), я ожидал некоторой размытости звучания. Но не было даже малейшего намека, проигрыватель пластинок Pro-Ject Debut III звучал убедительно даже в сравнении с головкой звукоснимателя Clearaudio Virtuoso Wood. Во-вторых, не оправдались ожидания и по поводу неровности тонального баланса. После нескольких месяцев прослушивания широкого спектра записей, я пришел к выводу, что в отношении тональной сбалансированности LP-проигрыватель Pro-Ject Debut III наиболее близок к абсолютной нейтральности.

Но, что больше всего меня поразило в этой модели, так это тонкость в передаче переходных процессов. Так, в композиции «Melting» гитариста Билла Коннорса (“Of Mist and Melting, LP, ECM 1120, footnote 1) присутствует достаточно напряженный момент синкопированного ударного пассажа (ударник Джек Де Джонетт). Именно здесь ощущается невероятно широкий диапазон звуковых оттенков тарелок и !!!!! В исполнении Pro-Ject Debut III была ощутима и различима каждая тембральная деталь и ее динамическое развитие. Искрометные проходы пианистки Евы Нордволл по верхним регистрам (“Continuum”, Дьёрд Лигети, LP, Bis LP-53) оказались четкими, последовательными и без признаков коагулированности. Динамическая структура хорошей джазовой записи оказалась более чем убедительной. Плачущий альт-саксофон Джеки Маклина (Charles Mingus's Pithecanthropus Erectus, LP, Atlantic 1237) воспринимался на слух как линейный и естественный. Эта же самая запись подчеркнула натуральность воспроизведения низкочастотной составляющей. И если бас Мингуса порою казался слегка ватным, в целом инструмент звучал натурально и природно, без перевесов в сочетании с ритм-секцией.

Джазовые записи также высветили свойственную Pro-Ject Debut III открытость в среднечастотном диапазоне. Бас-кларнетное соло Эрика Дольфи ("God Bless the Child," Vol.1, LP, Prestige 7304) выстроилось в объемную голографическую картину с тембрально совершенным великолепием. Проигрыватель заставил буквально светиться голоса в "Born to Rock Бака Дхарма («Flat Out», LP, Portrait, BL 38124) с таким шелковым ангельским наполнением, какого я еще никогда не слышал. Лакмусовой бумагой послужил массив струнных тонов Андре Клайтона и оркестра Де ла Сосьете Парижской консерватории («Дафнис и Хлоя» Равеля, LP, EMI Testament AEMI 2476). В исполнении Pro-Ject звучание передавалось идеально, без оттенков агрессивности, металла или искажений.

Проигрыватель виниловых пластинок Pro-Ject Debut III в большинстве записей преподнес объемность звучания в сочетании с исключительной детализацией. Это разграничение инструментов в плотном звуковом потоке было присуще независимо от того, звучал ли Франсис Пуленк и Жак Февре (концерт для двух фортепиано, LP, EMI ASD 517); либо пассажи в среднем диапазоне композиции "The Inexhaustible Quest for the Cosmic Cabbage", из моего любимого рок-альбома (Amboy Dukes' Marriage on the Rocks/Rock Bottom LP, Polydor 24-4012). В этой композиции Тед Нюгент смешал двенадцать акустических и электрогитар, каждая из которых звучала отдельной линией – с помощью Pro-Ject Debut III, я легко мог отслеживать любой инструмент. С другой стороны, проигрыватель пластинок Debut III не был абсолютным идеалом. Запись Герда Захера (Ligeti's Volumina, LP, Candide CE 31009) стала тестовой на предмет динамического диапазона в органном соло. Прослушивание этой композиции меня увлекло не столь сильно, как в случае с некоторыми другими вертушками. Временами также прослеживается некоторая тенденция смазывания звучания в сложных и сжатых участках композиций ("A Jackson in Your House," from the Art Ensemble of Chicago's Great Black Music, LP, Actuel GET 368). Но в суждении я бываю мелочен. Альбомом, который разложил звучание Pro-Ject Debut III по полочкам, оказался Count Basie's 88 Basie Street (LP, Pablo 2310-901). В "Bluesville" нижний регистр латунных и деревянных духовых инструментов проявлялся как бы из шелковой черной бездны. Для себя я отметил, что не понимал, насколько потрясающий этот альбом. Используя те же самые записи, я сравнил Pro-Ject Debut III с моим проигрывателем Rega Planar 3 (тонарм Syrinx PU-3, картридж Clearaudio Virtuoso Wood), чья общая стоимость по последним расценкам немного переваливала за $2000. Низкочастотное разрешение Pro-Ject Debut III было почти таким же чистым, как и на моей референсной установке (особенно по мидбасу). Но в отношении субнизких частот, похоже, Pro-Ject не является рекордсменом. Показатели среднего и высокочастотного диапазонов оказались на удивление идентичными. Мой референсный проигрыватель винила выдавал более широкую и объемную сцену, чем Pro-Ject Debut III. В отношении дорогой комбинации на базе Rega явным козырем было ощущение текучести и легкости, а Pro-Ject Debut III звучал как-то немного механично, с легкой зернистостью звукового полотна. Затем я решил подключить Pro-Ject Debut III к интегральнику Marantz PM5003 в связке с Paradigm Atom v.5. Главной идеей было сравнение двух систем с бюджетом $1000 и $3700. Второй комплект представлял собой связку проигрывателя пластинок Pro-Ject Debut III, интегральник Creek Destiny и акустическую систему Epos M5. В целом, стало очевидно, что система начального уровня позволяет передать около 75% от возможностей Pro-Ject Debut III. В этом случае наглядно отсутствие весомого баса и детализации, но звучание все же остается достаточно сбалансированным, насыщенным переходными процессами и обилием слегка сдержанных тембров.

Подведение итогов

Достаточно сказать того, что производительность проигрывателя пластинок Pro-Ject Debut III поразила меня уровнем музыкальной реалистичности за такие деньги. Недостатки этого проигрывателя пластинок по сравнению с более дорогими установками все-таки заметны, но модель Pro-Ject Debut III сможет быть лучшим проигрывателем пластинок для начинающего аудиофила. Отсюда совет «молодым-зеленым» - выкидывайте MP3 и обращайтесь к винилу. И не поддавайтесь искушению относительно апгрейда головки звукоснимателя на этой малышке - Ortofon OM-5E как раз то, что нужно. Вместо этого лучше соберите припасенную вами наличку и приобретите аппарат для чистки винила, забудьте о магазинах подержанных пластинок и дворовых распродажах!


Роберт Дж. Рейна. Февраль, 2010