(495) 633-82-79
(495) 958-21-81
  
RUB EUR USD
 
Курсы валют
RUB90
USD1.2
 
Статьи

Акустика Gemme Audio VFlex Katana

Акустика Gemme Audio VFlex Katana

Об уровне жизни страны можно судить по таким неявным показателям, как внутренний валовый продукт и уровень младенческой смертности. Более уместным показателем богатства страны, я считаю, есть ее вклад в сообщество аудиофилов. Пока еще формальные исследования не были сделаны, но я уверен, что в расчете на душу населения Канада превзошла сама себя в этом отношении, и нигде больше в стране аудио предприятия не развиваются с такой активностью, как в провинции Квебек. Можно было бы легко построить несколько аудио систем мирового класса, используя только компоненты, изготовленные в провинции La Belle Province («Прекрасная провинция»). Кроме их общеизвестных плохих навыков вождения транспортных средств, квебекцы также известны как очень страстные натуры, питающие слабость к еде, музыке и искусству. Может это и старомодные ценности, но все это делает Квебек связующим звеном канадской аудио индустрии.

Cтановление Gemme

Канадская компания Gemme Audio, базирующаяся в Монреале, относительный новичок на аудио сцене. Главный конструктор Роберт Гэбори (Robert Gaboury) начал строить рупорные акустические системы 35 лет тому назад. Это было его хобби. Вскоре он начал использовать в своих конструкциях динамики Peavey, акустические системы использовали его друзья в рок группах. В 2004 году Gaboury начал экспериментировать с разработкой оптимальных корпусов для широкополосных динамиков Fostex. Прототип был продан на канадском Интернет сайте по продаже аудио оборудования заядлому аудиофилу и экстраординарному меломану Жан-Пьеру Бодро (Jean-Pierre Boudreau). Потом Бодро и Гэбори решили объединить свои ресурсы в общий фонд, чтобы создать новый дизайн корпуса, для производства которого требовался станок с ЧПУ. Компания Gemme Audio была основана ими в 2005, а первым коммерчески готовым продуктом был Concerti 108. Это рупорная акстическая система на базе корпуса конструкции Гэбори с единственным динамиком.

Новая акустика Katana является топ моделью в производственной линейке Gemme Audio VFlex. Представленная как технология horn/transmission, VFlex отвечает концепции акустического оформления, которую Гэбори разработал для повышения уровня низкочастотного излучения акустических систем, и сторонником которой он является. Это корпуса меньших размеров с единственным динамиком или головками небольших размеров. У акустики VFlex есть компрессионная камера, находящаяся за мидбасовым динамиком. В конце камеры – горло рупора длиной приблизительно шесть дюймов, который скрыт в корпусе. В отличии от типичного рупора с большим размером раскрыва, в акустике VFlex рупор выполнен как бендпас с тыловым портом, который действует как фильтр нижних частот. Внутри него - пластина рефлектора, направляющая поток воздуха. По утверждению Gemme, в результате у акустики Katana наблюдается явный подъем баса в диапазоне приблизительно 20 – 150 Гц. Басовый порт VFlex также обеспечивает гибкость настройки за счет специального фланца. При его установке или удалении изменяется диаметр порта, и, соответственно, уровень баса. В зависимости от того, насколько Katana подходит к озвучиванию комнаты, пользователь может использовать фланец или нет.

Колонка Katana оборудована 7-дюймовым мидбасом и 1,5-дюймовым твитером от Accuton. Оба динамика с вогнутыми керамическими диффузорами. Частоты раздела излучателей приблизительно 7,2 или 6 кГц, в зависимости от того, как соединены винтовые клеммы на задней панели АС - имеется два набора клемм для твитера, которые можно соединить кабелями-перемычками Cardas. В обоих случаях, используются простые фильтры первого порядка, что приводит к существенному перекрытию рабочих частотных диапазонов обоих динамиков (затухание фильтра первого порядка всего 6 дБ на октаву, и если частота среза твитера 7 кГц, то его уровень снизится к частоте 3,5 кГц только на 6 дБ). Как полагают в Gemme, главный отличительный признак настроек кроссовера – небольшой коэффициент затухания (приблизительно 1,5 дБ) на оси излучения в диапазоне от 5 до 10 кГц. Хоть 1,5 дБ и не столь существенно, но при таком широком диапазоне такое затухание может дать существенный эффект и (как изменение уровня баса) позволяет слушателю подстраивать звучание под свою комнату.

Независимо от настройки кроссовера, излучение мидвуфера Katana срезается достаточно высоко, и, таким образом, этот динамик работает в очень широком частотном диапазоне. Некоторые компании делают это для того, чтобы делать фильтрацию как можно дальше от средних частот. Однако, поскольку частота возрастает, дисперсия излучения мидбаса падает, и вероятно не будет соответствовать характеристике рассеивания твитера, когда выводы этих двух динамиков перекрываются. Такие изменения обычно не выявляются при измерениях на рабочей оси, но они проявляются вне рабочей оси. Gemme заявляет для Katana частотные характеристики 28Гц-20кГц (38Hz-20kHz, +/-3dB), номинальный импеданс 8 Ом, и чувствительность 88dB/2.83V/m.

Вес каждого громкоговорителя Katana составляет 100 фунтов и высота 40 дюймов, ширина 8 дюймов и глубина 18 дюймов. Вставка механически хорошо обработанных ножек из нержавеющей стали добавляет 2 дюйма к общей (габаритной) высоте. Громкоговоритель принимает изящную позу - его узкий передний экран и слабый угол наклона немного напоминает грациозные, но страшно изогнутые длинные мечи Самураев, в честь которых и названы Katana. Корпуса акустики отполированы вручную и покрыты многими слоями черного лака для достижения почти зеркального рояльного блеска. Боковые панели доступны в черной рояльной отделке, отделке черного или розового дерева. Имя и логотип этой акустической системы выгравированы на переднем экране золотым цветом, и хотя я вначале находил это тем, что отвлекает внимание, то со временем это нравилось мне все больше, напоминая о прекрасном блестящем фортепьяно – и я уверен, что это был замысел Gemme.

Установка и система

Наконец, в мою главную комнату прослушивания были установлены Katana. Я расположил их на расстоянии примерно 42 дюйма от передней стены и 25 дюймов от боковых стен, 90 дюймов от твитера до твитера (немножко дальше, чем рекомендуется в руководстве по эксплуатации), 105 дюймов от позиции моего прослушивания, и установил их кивком примерно 15 градусов.

В самом начале возникла проблема с тремя регулируемыми по высоте ножками, поставляемыми с каждой Katana, которые не придавали устойчивости всей конструкции в поперечном направлении на моем ковре. Да, они не плохо будут работать на полах с твердым деревяным покрытием (паркетных полах), но вот на полах с любым ковром (за исключением, разве что, самых тонких), возможны проблемы со стабильностью работы. Во избежание возможности случайного опрокидывания, я установил полки Symposium Svelte между ковром и опираемыми на ножки Katana. Разработчики Gemme сказали мне, что они сейчас конструируют стойку выносного типа для этой акустики.

Я использовал усилитель на полупроводниковых элементах Audio Research 100.2 или ламповый моноблок Nagra VPA 845 вместе с полнофункциональным ламповым предусилителем Audion Premier Quattro. Обе эти установки со скромной мощностью очень хорошо работали с Katana. Источниками были моя проверенная временем вертушка Oracle Delphi V с тонармом SME V и картриджем ZYX Universe-S, а также оригинальный CDSD транспорт EMMLabs и ЦАП DCC2. Кабели были в основном Purist Audio Design’s Venustas, а питание для всей системы обеспечивалось специализированной линией 20A, настраиваемой через Shunyata Research Hydra Model-8.

Прослушивание

Я немного скептически отношусь к "прогреву" громкоговорителей. Могут возникать небольшие изменения в работе в течении первых недель, но я считаю, что большинство изменений, относящихся к "прогреву", зависят больше от слушателя, привыкающему к звучанию акустики. Это не отличается от открытия второй бутылки вина на протяжении вечера. Первый глоток или два из второй бутылки лучше покажет свои различия вначале. Но после парочки стаканов, оно все кажется вкусным. Короче говоря, важны первые впечатления. В моей комнате для прослушивания, я могу обычно сказать в течение нескольких минут, понравится ли мне компонент или чего в нем не хватает. После этого, начинается выискивание недостатков (придирка к мелочам) – в чем, как ни крути, и заключается суть этого хобби.

Прямо из их коробок я обнаружил, что Katana убедительно создавали широкополосный, бесперебойный звук, который легко воспринимался на слух. После почти двухмесячного периода "прогрева", я очень наслаждался прослушиванием разнообразного материала на этих колонках. Они никогда не образовывали неприятный звук, при этом передавали все нюансы музыки. Затем, в последний месяц пребывания с ними, я решил, что должен написать обзор, используя все обычные ключевые слова аудиофила. В соответствии с географическим происхождением Katana, я вытащил несколько своих любимых альбомов Канадских исполнителей, чтобы дать оценку ее звучания. Эти малогабаритные Katana просто "исчезли" в комнате, чтобы создать колоссальную звуковую сцену, обеспечивая такую информацию, которая была на записи. The Nylons – канадский а-капельный квартет, начавший свое творчество в Торонто приблизительно 30 лет тому назад. Пуристы могут осуждать их за аккомпанемент электронных ударных инструментов и сложные аудио эффекты на их записях, но я обнаружил, что их альбомы звучат всегда ярко и эффектно. Их запись One Size Fits All (LP, Open Air OA-0301) – одна из моих любимых. Музыка, льющаяся из Katana, распространялась по комнате таким образом, что я едва не подумал, что слушал пять громкоговорителей, а не два. Изображение глубины было таким же впечатляющим, особенно голос фальцетом на "Silhouettes", так как он нарастал и расстворялся на заднем плане звуковой сцены. С увеличением громкости на этой записи, акустика произвела еще более объемный звук с небольшими признаками перегрузки. В дополнение к этому акту "исчезновения", Katana напоминали исключительные минимониторы, и были превосходны в подаче пространственных сигналов. В весьма сложных ду-воп гармониях the Nylons, четыре индивидуальных голоса группы были отчетливо репродуцированы и дискретно расположены на сцене.

Скорость и подвижность были двумя затасканными выражениями аудиофилов, которые я описал в своих ранних записях о прослушке. Синтезированные барабанные звуки на One Size Fits All были плотными, быстрыми и напористыми. Еще один пример: Holly Cole Trio, альбом Girl Talk (LP, Alert Z1-81016). На треке "Cruisin’," Dave Piltch использует основную часть его бас-гитары как ударный (перкуссионный) инструмент, набивая на ней для придания ритмичности этому треку. Кратковерменные атаки Katana здесь были на подобие электростатов по скорости, но более полновесными, с хорошим фундаментом низких частот. Снова и снова, Katana правильно передавал средние частоты. Girl Talk была записана вживую с единственным микрофоном в маленьком, но пустом театре. На большинстве переменных частотах среза, Cole сопровождается только басом и фортепьяно. Звук был словно живым - голос Cole синхронизировался к центру звукового поля, и передавался чистым, натуральным тоном, звук фортепьяно был резонирующим звонким и реалистичным, а бас убедительно наполненным и без всяких излишеств и призвуков эхо.

Хоть и Katana не производила того динамического хлопка, которым известны мои Wilson Audio Specialties WATT/Puppy 7s, она сделала дюжинную работу по репродуцированию малых динамических сигналов. Чтение трека Holly Cole "Downtown" на альбоме Girl Talk, и дебют песни Neil Young "Old Man," на Live at Massey Hall 1971 (LP, Reprise 43328-1), служили хорошими примерами того, как превосходное разрешение смещений вокалиста в динамике может способствовать большей эмоциональной связи с музыкой. Мой опыт показывает, что это комбинация АС и усилителя, который является наиболее ответственным за этот аспект звуковой репродукции, и не удивительно, что Nagra VPA 845s справился с этим несколько лучше в комбинации с Katana, нежели Audio Research 100.2, который сам по себе хорошо справляется с этой задачей. Такие динамические колебания также важны при оценке инструментальной музыки. Большинство треков на Oscar Peterson’s Mellow Mood (LP, Pausa PR 7044), далеко не так уж хороши в записи. Но было слышно Peterson во всей своей красе играл, одновременно одолевая фортепьяно то лаской, то принуждением. Katana обеспечила мне интимную связь с экспрессивностью Peterson, охотно помогая мне понять насколько виртуозным музыкантом он был.

Трио-сешн с басистом Семом Джонсом (Sam Jones) и барабанщиком Бобом Дурхамом (Bob Durham), Mellow Mood была записана в начале 1960-х в помещении Hans Georg Brunner-Schwer, владельца лейбла MPS, перед небольшой и очень счастливой аудиторией. И хотя исполнение весьма впечатляющее, все же оно отдыхает далеко всторонке в сравнении с моей лучшей записью Петерсона. Звук агрессивный и "жаркий" - фортепьяно Бруннер-Швера (Brunner-Schwer) звучит жестковато. Могу только догадываться, что он может быть обострен на тираже формата SACD, который я еще не слышал. Katana не сделала ничего для изменения странной тональности фортепьяно, и при этом не выхолащивала выдвинутый, динамический характер звука. Однако, она на самом деле ослабляла энергию верхних частот на этой записи, сглаживая некие неприятные острые перепады. Вежливость твитеров Катаны была в общем приятной особенностью, которая не мешала мне наслаждаться музыкой. На Cowboy Junkies’ Whites Off Earth Now!! (LP, Latent Latex 4), пространственность и воздушность этой живой студийной записи - записанной, так же как Holly Cole Girl Talk с единственным микрофоном - были несколько сжатыми. Тем не менее, это ничего не убрало из жуткого и ненатурального вокала Марго Тимминса (Margo Timmins), или гитарных звуков в стиле «фанк» Майкла Тимминса (Michael Timmins), которые объединились, чтобы придать этому альбому необыкновенно тайное и неземное чувство эйфории. Я отдавал предпочтение использованию верхних винтовых клемм твитера Katanas "High 1", поскольку они создавали более открытые и пространственное воспроизведение верхних частот в моей комнате. Некоторые песни на Whites Off Earth Now!! показали сильные басовые линии от Алана Антона (Alan Anton). Хоть Katana и не воспроизводила сногсшибательный бас, то, что она порождала - было более чем удовлетворительно, я бы сказал даже удивительно, учитывая его 7-дюймовый динамик и небольшие габариты. Более тщательный осмотр показал, что большая масса воздуха передвигалась через порт VFlex без характерного свиста. Удаление настроечного кольца фазоинверторного порта увеличило мощность мидбаса, производя, то, что можно было бы описать как "BBC горб", хотя в моей комнате это появилось за счет некоторой потери ясности и деталей средних частот. Я проводил фактически все мои прослушивания с кольцом, оставленным на месте.

В Торонто базируется оркестр Tafelmusik, играющий в стиле барокко на ретро-инструментах. В довольно-таки небольшой церквушке, около Университета Торонто, они дают концерты для разной и случайной аудитории, частью которой я был больше 20 лет, периодически посещая их вечерние пятничные выступления, чтобы расслабиться после рабочей недели. Их запись 1984 года, Popular Masterpieces of the Baroque (LP, Collegium COL 82-01), всего лишь антология стандартов барокко, все из которых, я вполне уверен, слышал, что Tafelmusik исполняли вживую на протяжении многих лет. Эта запись сделана прекрасно; в конце концов, это была одна из самых ранних технических работ профессора Кейта О. Джонсона (Prof. Keith O. Johnson). Когда я включил эту запись через Katana, я утратил всякое представление со всеми обычными мелочами меломана. Точное отображение и воспроизведение звуковой сцены дали волю погружению в мелодиях. Воздух и окружение уступили музыкально-ритмичному взлету и падению. Проблемы частотных характеристик были отодвинуты на задний план абсолютной гармонией. Это те вещи, которые каждый обычно оценивает при посещении концерта. Во время прослушивания Pachelbel Canon and Gigue in D Major я закрыл глаза, погрузился в размышления, кивая головой в такт с музыкой – подобно тому, что я делаю в Троицкой Церкви Святого Павла после долгой рабочей недели. Другими словами, Gemme Katanas могли переносить меня ближе к реальному событию. Любовь к музыке и знакомство с исполнениями определенно помогли мне достичь этого состояния музыкального блаженства, но большую роль сыграли также удивительно отчетливый звук без слышимых отклонений частот, а также текстурированный и детальный средний диапазон, богатый на динамические оттенки и не содержащий паразитную окраску – все критерии звучания акустики Gemme VFlex Katana.

Это все равно, что сравнивать яблоки с апельсинами?

Несомненно, громкоговорители являются фундаментом любой звуковоспроизводящей системы, что и подтверждает, почему аудиофилы и изготовители так одинаково решительно защищают свой выбор. Последние несколько лет моим выбором были Wilson Audio; в настоящее время, их WATT/Puppy 7s служат как мои собственные эталоны. В каком-то смысле, сравнение Gemme Katana с W/P7 может представляться нецелесообразным из-за намного высшей стоимости Wilson; хотя многие акустические системы теперь разделяют этот рыночный сегмент, такое впечатление, что ни одна не войдет в мою комнату для прослушивания. С другой стороны, своеобразное домашнее звучание акустики Wilson - плотное, детализированное и динамичное – хорошо известно многим слушателям. Помимо в два раза большей стоимости акустики, Wilson WATT/Puppy 7 – совсем из другой оперы: двухмодульная, трехполосная конструкция с более сложным разделительным фильтром. W/P7 педантично сконструирован и построен, с акцентом на материалы, подавляющие резонансы в корпусе. Это не должно означать, что Katana сделана на скорую руку в чьем-то гараже. Ее корпус из древесно-волокнистого композитного фибролита обработан на станке с ЧПУ типа CNC, 50 мм толщина передней и задней панелей, жесткость кабинета увеличена при помощи внутренних кронштейнов, ее пассивные компоненты были отобраны после экстенсивного исследования, а сама технология акустического оформления VFlex является продуктом тщательно продуманного замысла и инноваций.

По сравнению с Katana, WATT/Puppy 7 воспроизводит полосу частот, увеличенную в обеих предельных точках концов диапазона. Она может играть громче и с более динамическим воздействием, но и также выделяется в представлении нюансов менее сложного музыкального материала, которому я отдаю предпочтение. W/P7 способен легко вовлечь меня в музыку всех направлений огромным количеством и масштабом звуковой информации, которую он предоставляет. Katana, напротив, очаровывает звуком, который является более простым, более когерентным, возможно сдержанным, но и так же утонченным. Как таковая, она предлагает меньше отвлекающих факторов и обеспечивает более убедительную связь с музыкой.

Вердикт

По заявленной цене, VFlex Katana компании Gemme Audio находится в жесткой конкуренции с авторитетными игроками, так же как и с бесчисленными другими, приближающихся к высшим эшелонам соревнования среди акустических систем. Не хочу сказать, что это хорошая для покупателя цена - $12 995 за пару, но по сравнению с другими акустическими системами, использующими аналогично сконфигурированные керамические динамики, Katana, по крайней мере, остается конкурентоспособой на глобальном рынке. Katana понравится не всем. Она не будет предоставлять вам мучительную динамику, феноменальный бас, при звуке которого дрожат штаны, или слышимыми собакой высокие частоты. Она обеспечит полный и весьма коммуникативный звук, в котором пиротехника аудиофила отойдет на задний план к музыкальной зависимости. Она также радует глаз. Если эти качества соответствуют вашим приоритетам, я полагаю, что вы будете очарованы Катаной, и я настаиваю, чтобы вы всерьез прослушали эту пару. С акустикой VFlex Katana, компания Аудио Gemme повысила уровень аудио жизни в Канаде еще на одну ступеньку. 

Ken Choi, август 2009