(495) 633-82-79
(495) 958-21-81
  
RUB EUR USD
 
Курсы валют
RUB75
USD1.2
 
Статьи

Широкополосники - идеальная акустика?

Широкополосники - идеальная акустика?

Как вы представляете себе идеальную АС? Кто задумывался, сколько динамиков должно быть в колонке? Или другими словами, сколько полос должно быть в громкоговорителе? Кто-то скажет, что чем больше, тем лучше. А так ли это на самом деле? Ведь будь это правдой, то мы бы видели и 10-ти-полосные колонки, а может и более. Давайте посмотрим на это с другой стороны и постараемся найти ответ. Ведь мы жаждем бескомпромиссного качества? Звучания, которое максимально воспроизводит иллюзию живой музыки, исполняемой в реальных и узнаваемых акустических условиях.

Есть одна интересная теория, о природе восприятия человеком звуков, с точки зрения последовательности обработки разумом, слышимых звуковых колебаний. Извините за заумность — теория все-таки. Так вот она предполагает, что первой нашей реакцией на услышанный звук - будет попытка определить точное направление на источник. Исследования подтверждают, что первичная функция слуха не коммуникативная, а сторожевая. Поэтому первым делом сознание, на основе полученной слухом информации, пытается определить точное направление на источник опасности и по возможности  - дистанцию или расстояние до него, чтобы рефлекторно отдать приказ телу убегать в противоположном направлении. Только после локализации источника звука наше сознание занимается его идентификацией или опознанием. Какое отношение вышесказанное имеет к нашему вопросу? Да непосредственное. Иллюзия «живого» звуковоспроизведения будет совершенной, если мы сможем обмануть наш разум, создав звуковой, «клонированный» образ со всей его пространственной телесностью. Только тогда он будет возбуждать эмоции и непостижимым образом заставлять нас верить в реальность происходящего музыкального действия.

От гипотезы вернемся к нашим колонкам. В 2-х или 3-х полосной АС мы получаем ситуацию, когда основные тона звуков излучаются физически из другого места в пространстве по отношению к их гармоникам. Это неизбежно разрушает целостность звукового образа, даже если он тембрально не искажен. Использование нескольких полос в АС — не от хорошей жизни. Неспособность динамиков перекрыть весь слышимый диапазон вынуждает искать компромисс, что для мира High-End. смерти подобно. Широко известен стандартный набор недостатков, присущих многополосным АС:

- Фазовые сдвиги, вносимые разделительными фильтрами, безвозвратно разрушают  пространственную компоненту звучания.

- Качество деталей в разделительном фильтре имеет определяющее значение. В компромиссных случаях мы получаем неприятную окраску звучания, катастрофическое ухудшение микродинамики и разрешения, а так же неизбежную потерю чувствительности.

- Так как полосы частот, воспроизводимых разными динамиками в АС, неизбежно пересекаются, а сами динамики, разнесены в пространстве, возникают неприятные интерференционные аномалии в диаграмме направленности.

- На практике фактически невозможно решить проблему тембрального сочетания различных по размеру, используемому материалу и конструкции  динамиков в многополосной АС.

Все это часто является причиной вялого, некогерентного звучания, которое привязано к колонкам и не имеет и намека трехмерной перспективы в пространстве, а более похоже на звучащий «ком». Но не будем о грустном. Все гениальное - просто. Акустическая система с единственным широкополосным динамиком — отличное решение в ключе философии гениальной простоты. Главной особенностью звучания широкополосных систем является способность великолепно формировать центральный образ. Иными словами, если при прослушивании музыки на многополосной акустике главный (центральный) стереообраз зачастую бывает несколько нечеток, «размыт», смещен или деформирован, то в акустике, имеющей один-единственный динамик, этой проблемы не существует в принципе. Громкоговорители, построенные на основе такой концепции, способны невероятно реалистично воссоздавать звуковое событие. Инструменты приобретают свою истинную форму и объем, и точно расположены по панораме и глубине сцены. Вокал чарует и одновременно пугает своей телесностью. «Бесшовная» передача всего звукового диапазона меняет наше представление о тембральных характеристиках звучания. Звуковой образ целостен не только в пространстве, но и тембрально. Создается неповторимая атмосфера эмоциональной вовлеченности, без которой прослушивание «живой» инструментальной музыки и вокала не имеет смысла. И, безусловно, такие АС, пленяют стабильностью сцены. Таким образом, для воспроизведения небольших коллективов, вокала, акустической музыки, легкого рока, джаза и чего-то в этом роде широкополосная акустика, безусловно, просто находка. Положа руку на сердце, трудно желать большего. Но если хочется послушать спектрально насыщенную, тяжелую музыку с очень широким диапазоном записанных частот, то здесь слушателя, безусловно, ждет разочарование. Возможно, не жестокое, но все же разочарование. Правда, за драйв, панч, ураган и четкое воспроизведение всех участков спектра придется заплатить худшей локализацией и целостностью — никакой мистики.

Акустические системы на широкополосном динамике — не частое явление на современном рынке, но, тем не менее, у них есть свои постоянные ценители. Они редко изменяют своей привязанности, ведь акустика на широкополосном динамике – это, прежде всего, целостность самой музыки. Высокочувствительный широкополосный излучатель, работающий в непосредственной связи с усилителем без всяких разделительных фильтров, является идеальным партнером для ламповых усилителей, особенно маломощных однотактных. Понятно, что в основе такой концепции лежит динамик, способный с максимальным качеством отыграть практически весь звуковой диапазон. Поверьте на слово, задача не из тривиальных. Динамик, способный воспроизводить полный диапазон звуковых частот и в то же время обладающий высокой чувствительностью и малой неравномерностью – это произведение искусства в области электроакустики. Такие динамики чрезвычайно дорогие в разработке и не менее дорогие в производстве. Но, оно того стоит...  

Мои ощущения

Прочитанное ниже впечатление, в форме отзыва, не имеет ни какой задачи, кроме как желания поделиться искренними ЭМОЦИЯМИ. И может быть, для кого-то, прочтенное станет воплощением реальности, которую Вы всегда желали в звуке и к которой стремились, но которую так не просто найти. Для людей, ищущих «звук», который завораживает и который хочется слушать и слушать…

Началось все с физического ощущения того, что все мои предыдущие акустические системы (не буду их перечислять, чтобы не делать антирекламу), явно не давали то качество звука, которое я хотел бы слышать. Они также обрезали по всем качественным параметрам тот сигнал, который к ним подходил от лампового CD и ламповых моноблоков. Не буду столь подробно описывать свой путь. И вот в итоге я вижу своими глазами изделия фирмы «Омега». Первое, что сразу бросается в глаза после внешнего осмотра, - это «порода», т.е. класс изделия. Такого качества шпона и уровня отделки до этого не приходилось встречать – видно, что приложена не только рука, поскольку изделия ручной работы, но и душа. Видно, что люди разработавшие и делающие их, сами любят свои детища, как мастер свои музыкальные инструменты. Такое же впечатления и от самих динамических головок, - все натуральное, ни каких материалов с применением химии. А от «натурального», и звук ожидаешь такой же. Поскольку любой полимерный материал, да еще и с резиновым подвесом, априори никогда не будет естественно звучать, такова уж природа и физика этого процесса.

Конечно, я послушал акустику в салоне, понял, что это то, что я искал. Но это было только начало, поскольку в салоне все равно не услышишь так, как дома. А вот уже дома, сразу же после первых нескольких нот, сыгранных в композиции разными инструментами, я испытал шок, в самых восторженных формах, какие только могут быть. Конечно, я ожидал звука на уровне, все-таки изделия достаточно дорогие и должны «звучать» и «играть», а не просто издавать звук, но такого не ожидал... Все то, что мне хотелось, все то, что я ощущал на тонком уровне, желая слышать звук высокого качества, разрешения и с вполне определенными и желанными мной, высокими свойствами - я и получил. Акустика невероятно прозрачна, ни какого намека на туман, пелену, замутненность. Вся акустика помещения передается, как и передается воздух этого помещения, все дышит и живет. Инструменты звучат очень детально и раздельно, даже на громких темах, ни один инструмент не «замазывает» собой другой, отчетливо слышно, что по тарелкам ударяет деревянная палочка и так детально и точно, что можно различить какой части тарелки она касается, более того передается даже и хорошо слышна физическая т.е. механическая вибрация этой тарелки, как и передается такая вибрация всех других акустических инструментов. А если бы я еще настолько разбирался в породах дерева, то наверно можно было бы определить и то, из какой породы дерева изготовлены эти палочки. «Омеги» играют очень точно, естественно и правильно, ничего лишнего. Перед прослушиванием были сомнения по поводу воспроизведения высоких частот. Я был наслышан о том, что широкополосный динамик не сможет их корректно воспроизвести, но услышав, как звучат тарелки на ударных инструментах, металлофон, скрипка, все сомнения развеялись, как утренний туман. Все тона и полутона передаются, чего я не слышал раньше. Бас очень точный, без намека на гул, артикулированный, обьемный, глубокий. Если играет контрабас, то даже слышно, как вибрирует струна, и едва заметные прикосновения к струне очень хорошо и детально передаются, о пальцах на этих струнах я даже не говорю – их очень хорошо слышно и видно. Да да, именно видно, поскольку звук настолько обьемный и масштабный, что его именно видно. Все инструменты расположены на своих местах – очень четкая локализация в пространстве, как по горизонтали, так и по глубине!!! Как звучит вокал, наверно не стоит и говорить,- все таки широкополосник, передается вся сила эмоции исполнителя, не говоря уже о физических параметрах голоса, дыхании… Тут уж и задумаешься над «чудодейственными» свойствами конопли, что-то есть в звуке чарующее и волшебное… Но тем не менее, это реальность и всего навсего извлечение всех полезных физических свойств из этого растения. Стоит, пожалуй, сказать и о магнитной системе Alnico. Понимаешь теперь, что такое легкий и жесткий диффузор, мягкий тканевый подвес и очень мощный магнит! Он делает с диффузором все что надо – ни больше, ни меньше и самое главное это все слышно и очень хорошо, в итоге.

Резюмируя написанное, хочется заключить, что правильно разработанный и сконструированный, с использованием натуральных компонентов широкополосный динамик, который облачен в такой же правильно разработанный и сконструированный корпус, - это что-то, - просто фантастика и магия звука!!! Если Вы, прочитав мои впечатления, поймете, что это то, что Вам хотелось бы слышать в звуке, то как минимум Вам надо услышать как играет эта акустика, а услышав этот звук, думаю, Вы станете его пленником и пожалуй это будет тот плен, из которого Вы никогда не захотите убежать…

Автор: Алексей Топоров



Алексей Топоров

Алексей Топоров