(495) 633-82-79
(495) 958-21-81
  
RUB EUR USD
 
Курсы валют
RUB75
USD1.14
 
Статьи

Phase Tech P-1. Тест. MC-звукосниматель

Phase Tech P-1. Тест. MC-звукосниматель

MC-звукосниматель Phase Tech P-1 – это во многих отношениях изделие-тяжеловес. Взять хотя бы его немалую массу: 12 г. Да и звучание головки «весомое» в лучшем смысле слова – массивное, солидное…  Да, и как соперник другим изделиям P-1 – тяжеловес. Это один тех из немногих компонентов, которые способны изменить наше мнение о характере звучания всей системы. Звукосниматель стоимостью $2500 по сравнению со многими моделями за ту же цену дает гораздо более верное представление о том, что записано на пластинке.

Но как относиться к сказанному?

Давайте рассуждать трезво. Рекомендованная аудио аппаратура, чтение статей… Все непросто. Частью уравнения всегда является вкус человека. Каждый из нас имеет свои предпочтения, и нам не нужно, чтобы другие одобряли или даже понимали наши пристрастия. Мало того: аппаратура имеет разные параметры по входам и выходам; комнаты акустически сильно отличаются друг от друга; есть разные группы интересов (вам нравится одно, мне – другое, а она без ума от создающей интимную атмосферу клубной музыки)… К тому же люди просто любят разную музыку. Если вы слушаете, скажем, музыку барокко или вокальные ансамбли 1950-х, то, возможно, не станете ждать от аппаратуры баса в духе Pink Floyd.

Из всех аудио компонентов о фоно звукоснимателе сложнее всего писать, и ему очень непросто дать универсальную рекомендацию. Очевидно, чтобы головка показала максимум своих возможностей, она должна хорошо сочетаться с тонармом, предусилителем, проигрывателем, фоно кабелем и т. д. Кто скажет, на каком звукоснимателе остановить выбор? Конечно же, не автор статьи, с которым вы даже не знакомы. По правде говоря, сегодня в индустрии High End-аудио сложилась довольно-таки непростая ситуация. Как потребителю найти нужный ему компонент системы? Верно ли считать, что чем дороже изделие, тем лучше оно звучит? К счастью, я не ставлю перед собой задачу ответить на эти вопросы – я всего лишь пишу о фоно звукоснимателе. (Осмелюсь предположить, что решение проблем индустрии во многом зависит от способности продавцов High End-салонов представлять продукцию.)

Тестирование звукоснимателя начинается с инсталляции. Инсталляция – это все, и именно в ней проявляются как сильные, так и слабые стороны Phase Tech. Слабость заключается в отсутствии крышечки, защищающей от пыли, из-за чего можно легко повредить нежную катушку. Нет также защиты иглы, что вообще приводит в замешательство. Отсутствие защиты делает рутинную процедуру монтажа звукоснимателя в шелле довольно рискованным мероприятием. Сложно понять, почему Phase Tech проигнорировала это, ведь сделать защиту для иглы звукоснимателя, имеющего корпус простой формы – пара пустяков. Почему производители, расточающие время и средства на разработку и тестирование продукции, не уделяют должного внимания эксплуатации изделий? Допустимо ли, что инсталляция компонента за $2500 связана с риском повредить его?

Все это выглядит как сущее безрассудство в наше время, когда везде разъезжают машины с кучей подушек безопасности, а в поезд не войдешь без документа с фотографией. Возможно, Phase Tech рассчитывает, что ее изделия будут инсталлировать лишь профессионалы, но это не оправдывает фирму. (Кроме того, специалисты тоже люди – они тоже не застрахованы от фатальной ошибки). Таковы недостатки Phase Tech. По правде сказать, Phase Tech – это едва ли не единственный звукосниматель без защиты иглы, но мой долг обратить на это внимание потенциального покупателя. К позитивным аспектам в связи с инсталляцией Phase Tech нужно отнести массу головки: 12 г, потому что изделие намного легче монтировать в шелле, когда ощущаешь его вес. После установки четкие линии иглодержателя и корпуса помогают верно отрегулировать положение звукоснимателя.

Если б вы спросили меня, каким одним словом можно охарактеризовать звучание P-1, то я бы ответил: «Точность». Звук P-1 ни сочный или пышный, ни аналитичный. Головка беспристрастно, очень корректно передает то, что скрыто в канавках грампластинок. Весьма редко можно встретить звукосниматель, который бы звучал так нейтрально. Этой своей нейтральностью P-1 частично обязан динамике. Работая в моей системе, головка легко передавала как крупные, так и мельчайшие динамические градации, нюансы, оттенки – это качество некоторые аудиофилы ошибочно называют «скоростью». Головка не открывает каких-то новых деталей, которых ты раньше не слышал, однако ей удивительным образом удается увлечь тебя передаваемой музыкой. Такого рода динамика, свойственная настоящему High End-компоненту, захватывая мысль и чувство, побуждает менять пластинку за пластикой, чтоб все дальше и дальше следовать извилистой тропинкой от одной музыкальной диковины к другой. Осознав однажды, что ваши пластинки могут звучать так восхитительно, вы скажете себе: «мне нужна только эта головка, и никакая другая».

При проигрывании пластинки Look Ka- Py Py (Josie JOS-4011) динамический рисунок был настолько точным, что братья Невилл, казалось, того и гляди выпрыгнут из проигрывателя, как черти из табакерки. Нелегкая задача для звукоснимателя – отслеживать линии органа, переходы, сложные трансформации его фактуры, но P-1 это удавалось блестяще. Невероятно, но это так. Едва уха достигает звук инструмента или голоса, ты начинаешь слушать композицию, как завороженный, теряя понятие о времени и способность заниматься чем-то еще. Это важнейшее достоинство P-1. Трудно описывать звучание этой головки, потому что она «всего лишь» точно транслирует то, что записано на пластинке. Пластинки с теплым звучанием в передаче P-1 звучат тепло. Диск Боба Дилана Oh Mercy (CBS OC 45281) – один из моих любимых. Альбом – это буйство роскошного звука, однако, слушая «Man in The Long Blach Coat», ты словно  весь пропитываешься влагой тропического ливня. Этот атмосферный феномен возникает, как только игла звукоснимателя касается первой канавки открывающей альбом Даниэля Лануа вещи «Political World», и состояние сохраняется, пока не стихнут последние звуки «Shooting Star» на второй стороне пластинки. Harvest Нела Янга звучит похоже. (К слову сказать, японская версия издания Pioneer-Warner, P-10121R превосходна). Конечно, этот альбом с большим числом композиций не дает ощущения естественного акустического пространства. Это так. Но, несмотря на это в инструментальных и вокальных партиях заключена немалая эмоциональная сила, что делает альбом классическим.

Не стоит думать, что P-1 – это звукосниматель с теплым звучанием. Пластинки с прохладным или даже попросту холодным звучанием (такова, например, 45-оборотная пластинка Angel SS-45013 с валторновыми концертами Моцарта в исполнении Барри Таквела) Phase-Tech воспроизводит адекватно; головка не делает звучание инструмента Таквела более объемным, не трансформирует материал записи. Прохладные по колориту записи звучат соответственно. Вероятно, здесь кроется объяснение, почему The Wall Pink Floyd так хорошо слушается на CD – стерильная атмосфера записи согласуется с характером звучания компакт диска. По этой же причине The Wall так убедительно звучит на японской пластинке CBS-Sony (40AP1750). Phase Tech обнажает контрасты и красоты произведения, не искажая оригинала, ничего не добавляя к нему.

Масштабно и плотно записанные пластинки тоже не разочаровывают. Аудиофилы очень любят «Валькирию» Вагнера: слушая издание RCA Shaded Dog (LSC-2692) сложно усидеть на месте. В композиции Джеймса Тейлора «Fire and Rain» на пластинке Sweet Baby James (Warner WS 1843) ударные не просто излучают мощные ударные волны в пространство комнаты – вся ударная установка просто-таки извергает звук. Если ваши друзья не понимают, как грампластинке удается держаться на плаву в цифровую эру, познакомьте их с пристойного качества альбомом Pink Floyd Dark Side of the Moon в издании EMI Toshiba (EMILF-97002), и они все поймут без слов.

P-1 дарит ощущение гармоничного соединения мощи и тонкости, чего не могут дать большинство звукоснимателей. Создаваемый головкой эмоциональный тонус имеет прямое отношение к сущности музыкального искусства.Нейтральность звучания присуща немногим фоно звукоснимателям, и именно она является определяющим качеством Phase Tech P-1. Возможно, иллюзия нейтральности происходит от солидного конструктива модели и полного отсутствия резонансов. Может быть, благодаря этому головка так остро отрабатывает начала и окончания звуков, и образы музыкальной сцены так удивительно естественно локализуются в живом акустическом объеме. То, что головка извлекает звук из довольно сложно устроенного тонкого черного диска, лишь закрепляет в нашем сознании иллюзию, что мы слушаем музыку в первозданном виде, а не ее аудио копию.

Нейтральность звучания дает Phase Tech P-1 пропуск в высшее подразделение High End-аудио. Многие высококлассные аудио компоненты аналогичного уровня звучат похоже. Конечно, это не отменяет существенных отличий между ними. Вследствие ли сложного взаимодействия с другими частями системы или с акустикой комнаты, из-за чувствительности ли к радиочастотным наводкам или под влиянием одного из множества факторов компонент часто нельзя просто заменить на другой, и в первую очередь это касается фоно звукоснимателей. Вместе с тем лучшие компоненты обнаруживают тенденцию к аккуратности и точности, и P-1 не исключение. Для описания звука модели подходят как определения, к которым прибегаешь в статьях об усилителях, так и сугубо «виниловая» терминология. Звучание, конечно, не лишено изъянов: головка расскажет слушателю обо всех хворях, присущих винилу. Но большинство этих недостатков происходят от формата виниловой грампластинки как такового, а не от звуковоспроизводящей системы. Не стоит, однако, понимать меня слишком буквально – нужно немало потрудиться, чтоб получить этот результат. Испытав звукосниматель, вы, возможно, обнаружите, что он не оставляет камня на камне от мнения, что слабейшими звеньями аудио тракта являются преобразователи, конвертирующие акустическую или механическую энергию в электрическую (фоно звукосниматель, микрофон) и электрическую энергию обратно в акустическую (громкоговорители, наушники). Конечно, громкоговоритель должен хорошо сочетаться с комнатой, а фоно звукосниматель – со всей системой. P-1 показывает: если система построена с должным вниманием к деталям, то лучшие современные аудио компоненты могут настолько прозрачно транслировать материал записей, что различия становятся совсем уж незначительными. Это новость для аудиофилов – если действительно хочешь увидеть объект таким, какой он есть, сними розовые очки. Мы всегда стараемся найти компонент, который бы сделал именно таким звучание системы. Индустрия могла бы облегчить задачу, знакомя аудиофилов с демо-экземплярами компонентов вроде этого звукоснимателя. Предпочтительно, с защитой для иглы.

Соображения по поводу инсталляции

Нужно учесть, что из-за высокой массы и низкой упругости головки вам, возможно, понадобится сместить противовес тонарма подальше от оси вращения, и это может ухудшить воспроизведение коробленых пластинок, особенно в случае тонармов средней массы. Если ваш проигрыватель оснащен вакуумным прижимом или вы принадлежите к счастливчикам, у которых просто нет коробленых пластинок, то это вас не касается. У меня ситуация не вызвала каких-либо проблем. Я инсталлировал P-1 на тонарме SME V, установил прижимную силу 1,9 г, и система без осложнений прошла тест «кривая пластинка». Мой VPI TNT Series III имеет простой центральный прижим Harry Weisfield – этого достаточно для проигрывания средне деформированных дисков. Конечно, мне могут возразить, что, если уж на то пошло, пластинки, которые он не смог прочесть должным образом, вообще не стоит воспроизводить на High End-системе. Я бы мог поворчать по поводу открытой катушки P-1, того, что незащищенность ее от пыли со временем может ухудшить звучание, но только время может подтвердить или опровергнуть эти опасения. Таких головок, вообще-то, существует немало. Как и любому хорошему звукоснимателю, P-1 требуется тщательная регулировка, и подобно остальным звукоснимателям с линейным контактом иглы, он весьма требователен к верной установке вертикального угла захода иглы. Мой ARC S11 позволяет изменять входное сопротивление; я предпочитаю низкий импеданс: 100 Ом. Так или иначе, вам и вашему дилеру предстоит заставить звукосниматель показать все, на что он способен.                                  

Технические характеристики:

Тип: MC

Корпус: красное сандаловое дерево, основание из нержавеющей стали

Иглодержатель: боровое стекло

Профиль иглы: линейный контакт 0,04х0,007 мм

Магнит: самариум-кобальтовый

Выходное напряжение: 0,25 мВ

Гибкость: 6 cu

Прижимная сила: 1,7 – 2,0 г

Внутреннее сопротивление: 5 Ом

Масса: 12 г
 

Автор: Curtis Leeds. Hi-Fi+. № 45. 2006