(495) 633-82-79
(495) 958-21-81
  
RUB EUR USD
 
Курсы валют
RUB75
USD1.14
 
Статьи

Luxman L-590A MkII. High End

Luxman L-590A MkII. High End

Luxman - одна из старейших фирм мира, занимающихся в настоящее время выпуском аудиотехники. Отсчет своей истории она ведет с июня 1925 года, В 2005 году, специально к своему 80-летию, фирма выпустила в свет пару стереоусилителей, L-550A и L-590A, которые были классическими как по духу, то есть по используемым схемно-техническим решениям, так и по форме, возвращая любителей к золотому веку стерео 70-х. А через пару лет выходят их модернизированные версии, одну из которых, L-590AII, мы сегодня и представляем.

Основное отличие от предшественника заключается, прежде всего, в повышенной в полтора раза выходной мощности. Заметим, что это специально адаптированные для нашего рынка версии: ранее подобные усилители были доступны любителям техники Luxman только в Японии. Солидные габариты и масса усилителя L-590AII  объясняются просто: выходные транзисторы работают в классе А, при этом, естественно, что и рассеиваемая ими мощность, и размеры радиаторов возрастают. На массивные радиаторы, которые расположены внутри усилителя, крепятся платы усилителей мощности, так что каждый канал образует компактный блок. В верхнюю панель вмонтированы две вентиляционные решетки, размещенные над радиаторами и повторяющими их размеры. Сетевой трансформатор (на Ш-образном сердечнике) и весь блок питания размещены в середине корпуса, а по бокам- модули усилителей мощности. Они отделены от блока питания экранирующими перегородками. Питание каналов осуществляется от разных обмоток  трансформатора. Выходные каскады построены на биполярных транзисторах, и в каждом плече работают параллельно по три транзистора. Главной изюминкой усилителя является обратная связь в усилителе мощности. Здесь не используют традиционную общую отрицательную обратную связь. Вместо нее используется обратная связь ODNF (Only Distortion Negative Feedback), которая предназначена только для снижения искажений. В усилителе с обычной обратной связью часть выходного сигнала подается на вход. А схема ODNF, сравнивая выходной сигнал с входным, выделяет разницу в них, то есть только возникающие внутри усилителя искажения и, вводя полученный сигнал на вход в противофазе, тем самым компенсирует возникающие искажения. Идея, в общем-то, известная, как и ее недостатки. Ведь, чтобы сравнивать два сигнала, разность их фаз должна быть в идеале нулевой. Но усилитель -устройство реальное, и на высоких частотах (за счет определенной задержки распространения сигнала в усилителе) ее уже надо как-то учитывать. Поэтому такие схемы отлично работают на низких и средних частотах, где время задержки распространения еще не играет роли. А чтобы это сработало и на верху звукового диапазона, надо расширять полосу пропускания самого усилителя и схемы сравнения, что равноценно снижению времени задержки. И реально на верхних частотах звукового диапазона полной компенсации искажений добиться совсем не просто. Хотя и для обычной обратной связи все вышесказанное тоже справедливо. Однако на частотную и фазовую характеристики влияние ODNF практически отсутствует. Селектор входов представляет собой электронный коммутатор, который заимствован из предварительного усилителя C-1000f, выпущенного также к 80-летию фирмы. По сравнению с предыдущими устройствами фирмы имеет меньшее взаимовлияние каналов друг на друга. Классическое построение усилителя дает возможность использовать регуляторы тембра или отключить их. В конечном счете, важно ваше субъективное отношение к музыке и порой так хочется, например, подбавить баса. Да ведь и при уменьшении громкости снижается чувствительность уха к низким и высоким частотам, что воспринимается как изменение тембровой окраски. В этом случае поможет фиксированная тонкомпенсация, включаемая кнопкой loudness. Вещь для классического усилителя обязательная, хотя где-то и менее универсальная, чем раздельные тембры. Ведь выполняется она в соответствии со стандартными кривыми равной громкости, но это усредненные параметры, и лично у вас они могут отличаться от стандартных. На лицевой панели видны только ручки регуляторов громкости, селектора входов и стрелочные индикаторы. Остальные настройки (тембры, баланс, переключатели селектора записи и др.) спрятаны под откидной крышкой в нижней части. Их ручки классической формы утоплены в корпус, но они и не рассчитаны на частое использование. Откидная крышка открывается нажатием специальной кнопки. Регулировки тембра и баланса выполнены на переменных резисторах, имеющих фиксацию в среднем положении. Для любителей винила установлен встроенный фонокорректор, причем как для проигрывателей с ММ, так и для МС- головок. Отдельная кнопка на лицевой панели позволяет подключить часто необходимый в этом случае фильтр инфранизких частот subsonic filter. Выход предварительного усилителя и вход усилителя мощности внутри не соединены, а выведены на заднюю панель, и здесь подключаются друг к другу при помощи прилагаемых проводов длиной около 10 см. Внутренняя разводка аудиоцепей выполнена с применением проводов из бескислородной меди OFC. Проводники на печатной плате позолочены, чтобы снизить их сопротивление. А для защиты от окисления платы обычно покрывают краской.

Разработчики фирмы утверждают, что им не нравится звучание таких плат, и вместо краски наносится слой специальной пластмассы. Одной из внешних отличительных особенностей L-590AII, как и других усилителей фирмы, являются стрелочные индикаторы выходной мощности. Отградуированы они в децибелах, закрыты толстым 8-мм стеклом и имеют подсветку, которая может быть отключена с пульта. Стрелки видны почти с любого расстояния. Очень удобны большие зажимы для колонок. Позволяют подключить и бананы, и лопатки, и просто зачищенный провод. Причем вероятность замыкания практически исключена. Провода (и лопатки) вставляются сбоку, и этому ничто не мешает. Вроде пустяк, но так делают почему-то далеко не всегда. Еще на задней панели разместился индикатор фазировки подключения сетевой вилки Line Phase Sensor, который показывает, правильно ли вилка подключена к сети. На корпусе пульта ДУ, изготовленного из алюминиевого листа, расположились небольшие прекрасно зонированные и удобно распределенные кнопки. Отсюда доступны регулировка громкости, переключение входов и отключение дисплея и питания. Тембр и баланс регулируются только с лицевой панели, хотя с пульта это было бы намного удобнее. Усилитель сразу расположил к себе тем, что смог достойно раскачать имеющиеся у нас достаточно «тугие» колонки. Причем запас по регулятору громкости оставался еще приличным. Ориентируясь на заявленную довольно небольшую мощность, такого мы не ожидали. Звучание притягивает какой-то обволакивающей яркостью, как будто подчеркнутой детальностью со странным сочетанием ощущения напряженности и свободы. Возможно, ощущение напряженности создает несколько агрессивный, как бы жестковатый бас. Однако после того как чуть прибавили низких частот регулятором тембра, бас несколько смягчился, став более глубоким, и заполнил все отведенное ему пространство. Заметим, что в производственной программе Luxman есть проигрыватель DU-50, который рекомендуется использовать совместно с этим усилителем.

Технический комментарий:

Измерения показали достаточно высокую выходную мощность: 78 Вт на частоте 1 кГц, но на 10 кГц снижается до 70 Вт. Искажения очень маленькие, на половинной мощности на средних и низких частотах КНИ равен 0,005%, заметно повышаясь на высоких частотах до 0,031% на 10 кГц. Диапазон воспроизводимых частот достаточно широкий: по уровню -3 дБ, верхняя рабочая частота доходит до 80 кГц хотя спад начинается еще в пределах звукового диапазона (-0,5 дБ заметен уже на 18 кГц) Выходное сопротивление очень низкое, коэффициент демпфирования 116. Паразитное проникание из канала в канал соответствует классическим требованиям для стереоаппаратуры и составляет -45 дБ. Диапазон регулировок тембра вполне ожидаемый: ±7,5 дБ по низким и высоким частотам. Обратите внимание на то, что эти регулировки абсолютно не влияют на уровень средних частот. Вентиляционные решетки на верхней панели усилителя повторяют размеры радиаторов, на которых установлены транзисторы выходных каскадов и позволяют эффективно их охлаждать. Все входные и выходные разъемы (RCA и XLR) имеют защитные колпачки. Единственным внешним свидетельством адаптации усилителя являются две заглушки, установленные вместо сетевых розеток японского образца под фирменным индикатором фазировки подключения сети.

Stereo & Video. Декабрь, 2007. Виктор Белов